ОКНО ОВЕРТОНА.

КАК ПЕРЕСТРАИВАЮТ СИСТЕМУ ЦЕННОСТЕЙ СОЦИУМА.
Джозеф П. Овертон (1960-2003)Сформулировал модель изменения представления проблемы в общественном мнении, посмертно названную Окном Овертона.
Для каждой идеи или проблемы в обществе существует т.н. ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ. В пределах этого окна идею могут, или не могут широко обсуждать, открыто поддерживать, пропагандировать, пытаться закрепить законодательно. Технологию изменения отношения общества к некогда принципиальным для этого общества вопросам заключается в следующем.
Окно двигают, меняя тем самым набор возможностей, от стадии «немыслимое», то есть совершенно чуждое общественной морали, полностью отвергаемое до стадии «актуальная политика», то есть уже широко обсуждённое, принятое массовым сознанием и закреплённое в законах. Но нам говорят, что всё это — естественный ход вещей. Однако практически это пси-манипуляции общественным сознанием в поле коллективного безсознательного.

Что же можно втащить в осознание людей , используя технологию, описанную Овертоном? Она работает безотказно. . Джозеф Овертон описал, как совершенно чуждые обществу идеи были подняты из помойки общественного презрения, отмыты и, в конце концов, законодательно закреплены.
Это не промывание мозгов как таковое, а технологии более тонкие. Эффективными их делает последовательное, системное применение и незаметность для общества-жертвы самого факта воздействия.
Овертон описал технологию, которая позволяет легализовать абсолютно любую идею. Он мысли свои сформулировал некоторым образом и описал работающую технологию. То есть такую последовательность действий, исполнение которой неизменно приводит к желаемому результату. В качестве оружия для уничтожения человеческих сообществ такая технология может быть эффективнее ядерной бомбы.
На примере разберем, как шаг за шагом общество начинает сперва обсуждать нечто неприемлемое, затем считать это уместным, а в конце концов смиряется с новым законом, закрепляющим и защищающим НЕКОГДА немыслимое.
Допустим, каннибализм, то есть идею — легализовать право граждан на поедание друг друга. Но всем очевидно, что прямо сейчас нет возможности развернуть пропаганду каннибализма — общество встанет на дыбы. Такая ситуация означает, что проблема легализации каннибализма находится в нулевой стадии окна возможностей. Эта стадия, согласно теории Овертона, называется «Немыслимое». Смоделируем теперь, как это немыслимое будет реализовано, пройдя все стадии окна возможностей.
Тема каннибализма пока ещё отвратительна и совершенно не приемлема в обществе. Рассуждать на эту тему нежелательно ни в прессе, ни, тем более, в приличной компании. Пока это немыслимое, абсурдное, запретное явление. Соответственно, первое движение Окна Овертона — перевести тему каннибализма из области немыслимого в область радикального. У нас ведь есть свобода слова. Ну, так почему бы не поговорить о каннибализме?
Учёным вообще положено всё изучать и говорить обо всём — для учёных как бы нет запретных тем. А раз такое дело, соберём этнологический симпозиум по теме «Экзотические обряды племён Полинезии». Обсудим на нём историю предмета, введём её в научный оборот и получим факт авторитетного высказывания о каннибализме. Видите, о людоедстве, оказывается, можно предметно поговорить и как бы остаться в пределах научной респектабельности.

Окно Овертона уже двинулось. То есть уже обозначен пересмотр позиций. Тем самым обеспечен переход от непримиримо отрицательного отношения общества к отношению более позитивному. Одновременно с околонаучной дискуссией непременно должно появиться какое-нибудь «Общество радикальных каннибалов». И пусть оно будет представлено лишь в интернете — радикальных каннибалов непременно заметят и процитируют во всех нужных СМИ.

Отморозки такого специального генезиса нужны для создания образа радикального пугала. Это будут «плохие каннибалы» в противовес другому пугалу — «фашистам, например.. Для начала достаточно публиковать рассказы о том, что думают про поедание человечины британские учёные и какие-нибудь радикальные отморозки иной природы.
Результат первого движения Окна Овертона: неприемлемая тема введена в оборот, произошло разрушение однозначности проблемы — созданы «ОТТЕНКИ СЕРОГО».
Следующим шагом Окно движется дальше и переводит тему каннибализма из радикальной области в область возможного. На этой стадии продолжаем цитировать «учёных». Ведь нельзя же отворачиваться от знания? Любой, кто откажется это обсуждать, должен быть заклеймён как ханжа и лицемер. Обязательно нужно придумать каннибализму элегантное название.
Создание эвфемизма — это очень важный момент. Для легализации немыслимой идеи необходимо подменить её подлинное название. Теперь это называется, например, антропофагия. Но и этот термин заменят ещё раз, признав и это определение оскорбительным.
Цель выдумывания новых названий — увести суть проблемы от её обозначения, оторвать форму слова от его содержания. Каннибализм превращается в антропофагию, а затем в антропофилию.

Параллельно с игрой в имена происходит создание опорного прецедента — исторического, мифологического, актуального или просто выдуманного, но главное — легитимированного.
«Помните легенду о самоотверженной матери, напоившей своей кровью умирающих от жажды детей?» «А истории античных богов, поедавших вообще всех подряд — у римлян это было в порядке вещей!» «Ну, а у христиан, тем более, с антропофилией всё в полном порядке! Они до сих пор ритуально пьют кровь и едят плоть своего бога. Вы же не обвиняете христианскую церковь?
Главная задача этого этапа — хотя бы частично вывести поедание людей из-под уголовного преследования. Хоть раз, хоть в какой-то исторический момент.
После того, как предоставлен легитимирующий прецедент, появляется возможность двигать Окно Овертона с территории возможного в область рационального.
Далее третий этап. На нём завершается дробление единой проблемы.
«Желание есть людей генетически заложено, это в природе человека».
«Иногда съесть человека необходимо,.«Есть люди, желающие чтобы их съели».«Антропофилов спровоцировали!» «Запретный плод всегда сладок». «Свободный человек имеет право решать, что ему есть». «Не скрывайте информацию и пусть каждый поймёт, кто он — антропофил или антропофоб». «А есть ли в антропофилии вред? Неизбежность его не доказана».

В общественном сознании искусственно создаётся «поле боя» за проблему. На крайних флангах размещают пугала — специальным образом появившихся радикальных сторонников и радикальных противников людоедства. Реальных нормальных людей, не желающих оставаться безразличными к проблеме легализации людоедства — стараются записать в радикальные ненавистники.
С пафосом «здравомыслия и человечности» осуждают «фашистов всех мастей». «Учёные» и ЖУРНАЛИСТЫ на этом этапе доказывают, что человечество на протяжении всей своей истории время от времени поедало друг друга, и это нормально. Теперь тему антропофилии можно переводить из области рационального, в категорию популярного. Окно Овертона движется дальше.

Для популяризации темы каннибализма необходимо поддержать её, сопрягая с историческими и мифологическими личностями, а по возможности и с современными медиаперсонами. Антропофилия массово проникает в новости и токшоу. Людей едят в театральных постановках, в кино широкого проката, в текстах песен и видеоклипах.
Один из приёмов популяризации называется «Оглянитесь по сторонам!» «Разве вы не знали, что один известный композитор — того?.. антропофил». «А один всем известный польский сценарист — всю жизнь был антропофилом, его даже преследовали». «А сколько их по психушкам сидело! Сколько миллионов выслали, лишили гражданства!.. Кстати, как вам новый клип Леди Гаги «Eat me, baby»? На этом этапе разрабатываемую тему выводят в ТОП, и она начинает автономно самовоспроизводиться в массмедиа, шоубизнесе и политике.

Другой эффективный приём: суть проблемы активно забалтывают на уровне операторов информации (ЖУРНАЛИСТОВ, ведущих телепередач, общественников и т.д.), ОТСЕКАЯ от дискуссии специалистов. Затем, приходит СПЕЦИАЛЬНЫМ образом подобранный профессионал и говорит: «Господа, на самом деле всё совсем не так. И дело не в том, а вот в этом. И делать надо то-то и то-то» — и даёт тем временем весьма определённое направление, тенденциозность которого задана движением «Окна».

Для оправдания сторонников легализации используют очеловечивание преступников через создание им положительного образа.«Это же творческие люди. Ну, съел жену и что?» Ест, значит любит!» «У антропофилов повышенный IQ и в остальном они придерживаются строгой морали».
«Антропофилы сами жертвы, их жизнь заставила». «Их так воспитали» и т.д.

Такие вариации — соль популярных ток-шоу. «Мы расскажем вам трагическую историю любви! Он хотел её съесть! А она лишь хотела быть съеденной! Кто мы, чтобы судить их? Быть может, это — любовь? Кто вы такие, чтобы вставать у свободы на пути?!»

К ПЯТОМУ ЭТАПУ ДВИЖЕНИЯ ОКНА Овертона переходят, когда тема разогрета до возможности перевести её из категории популярного в сферу актуальной политики. Начинается подготовка законодательной базы.
Лоббистские группировки во власти консолидируются и выходят из тени. Публикуются социологические опросы, якобы подтверждающие высокий процент сторонников легализации каннибализма. Политики начинают катать пробные шары публичных высказываний на тему законодательного закрепления этой темы. В общественное сознание вводят новую догму — «запрещение поедания людей запрещено».

Во время последнего этапа движения Окна из категории «популярное» в «актуальную политику» общество уже сломлено. Самая живая его часть ещё как-то будет сопротивляться законодательному закреплению не так давно ещё немыслимых вещей. Но в целом уже общество сломлено. Оно уже согласилось со своим поражением.

Приняты законы, изменены (разрушены) нормы человеческого существования, далее отголосками эта тема неизбежна докатится до школ и детских садов, а значит, следующее поколение вырастет вообще без шанса на выживание. Так было с легализацией педерастии (теперь они требуют называть себя геями).
Сейчас на наших глазах Европа легализует инцест и детскую эвтаназию.
Человечество, как нам говорят, абсолютно естественным образом приняло геев, их субкультуру, их право заключать браки, усыновлять детей и пропагандировать свою сексуальную ориентацию в школах и детских садах , легализовать гомосексуализм и однополые браки. Станет совершенно очевидно, что работа по легализации педофилии и инцеста будет завершена в Европе уже в ближайшие годы. Как и детская эвтаназия, кстати.

Описанное Овертоном Окно возможностей легче всего движется в ТОЛЕРАНТНОМ обществе. В том обществе, у которого НЕТ ИДЕАЛОВ, и, как следствие, нет чёткого разделения добра и зла. Это ФИРМЕННОЕ блюдо либерализма — толерантность как запрет на табу, запрет на исправление и предупреждение губительных для общества отклонений.

Вы хотите поговорить о том, что ваша мать — шлюха? Хотите напечатать об этом доклад в журнале? Спеть песню. Доказать в конце концов, что быть шлюхой — это нормально и даже необходимо? Это и есть описанная технология. Она опирается на вседозволенность.. Нет ничего святого. Нет сакральных понятий, само обсуждение которых запрещено, а их грязное обмусоливание — пресекается немедленно. Есть так называемая свобода, рамки которой одну за другой, снимают, открывая обществу бездны самоуничтожения. Кому это выгодно?

ПРИМЕР: Жуткий мясной магазин открылся на знаменитом лондонском рынке мяса Smithfield, где покупателю предлагали купить любую часть человеческой тушки: руки, уши, и даже торс. Такой креативный рекламный ход придумали создатели игры Resident Evil Capcom.
Необычная лавка была открыта всего несколько дней, для лучшего рекламирования новой игры, но, несмотря но столь короткое время, лавка успела изрядно «нашуметь» (www.sdelanounih.ru).
Как бы там ни было, но факты красноречивые, и события, которые в них заключены, делают свое дело:, вытаскивают из современного человека последние моральные принципы.

ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ Сообщества вырабатывали правила поведения, которые им помогали выживать. Правила поведения изменялись вместе с изменением и развитием обществ. Изменение правил поведения является залогом развития общества и наоборот. И трансформация религиозных взглядов являет тому наглядный пример.
Итак «Окно Овертона» — СОЦИАЛЬНАЯ теория, которая описывает технологии перемещения границы идей, которые могут быть приняты в сознание обществом. Сдвиг окна, при котором становятся возможными те или иные политические действия, происходит тогда, когда идеи изменяются в обществе, которое голосует за конкретных политиков.
С другой стороны возможности технологий окна Овертона свидетельствует об отсутствии в значительной части социума непререкаемых базовых понятий целесообразности как нравственных ценностей. И уже тысячи лет даже религии не могут с этим справиться, хотя это их главная и вообще единственная задача. Почему?
Ответы можно найти в материалах этого сайта, либо используя свои УМ-ения пользоваться знаниями, если, конечно, они в комплексе адекватны проблеме. Найдя ответы, можно ими воспользоваться, а можно и не воспользоваться, но в любом случае придется ЛИЧНО нести ответственность за свободу своего выбора. Почему ЛИЧНО и какую ответственность, тоже можно найти в материалах этого сайта.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Subscribe without commenting